Меню
ИСТОРИИ
«Беспарашютный десант» МЧС: взгляд сверху
На Камчатке сотрудники ДВРПСО тренировались спасать «заблудившегося» в лесу охотника.
Вертолёт Ми-8 застыл на высоте 30 метров. Задача пилота — ровно держать воздушную машину. И вот, первый десантник пошёл на спуск.
В потенциально опасную зону спасатели спускаются в считанные секунды, ведь в реальной ситуации от их умения, скорости и чёткости действий будут зависеть чужие жизни.
На Камчатке спасатели МЧС совместно с экипажем Ми-8 провели очередную практическую тренировку по десантированию. Учения проходили в природной среде — спуски осуществлялись в лесном массиве в районе верховья реки Авача (Елизовский район). Именно там, по легенде, заблудился охотник, которого нужно было в кратчайшее время обнаружить и эвакуировать.

Роль заплутавшего охотника сыграл один из спасателей — Юрий Собачкин.
Перед началом полёта — обязательный инструктаж личного состава, в ходе которого спасателям напоминают правила, которым нужно неукоснительно следовать. Например, при спуске с лебёдки необходимо соблюдать заданную скорость — не более трёх метров в секунду. При увеличении трения есть вероятность сжечь верёвку, и тогда она выйдет из строя. Но, что самое опасное, превысив скорость, спасатель может просто уйти в свободное падение и удариться об землю.
После инструктажа экипаж Ми-8 производит предполётный осмотр вертолёта для того, чтобы убедиться в его нормальной работе.
И только после этого спасателям разрешают взойти на посадку.
Один подъём длится около пятнадцати минут. За это время десантироваться должны восемь спасателей.
It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the material and audience.
Все спасатели входят в состав камчатского филиала Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России. В составе группы спасателей — два кинологических расчёта, правда, в этот раз без своих четвероногих напарников.
«Мы только сегодня не взяли с собой собак, но обычно они десантируются вместе с нами, — смеются кинологи. — К вертолёту наши питомцы уже привыкли и не боятся его — для них это обычная работа».
И вот спасатель подходит к выпускающему, который закрепляет верёвку, просовывает её в спусковое устройство и даёт сигнал на выход. Начинается спуск на землю.
И вот спасатель подходит к выпускающему, который закрепляет верёвку, просовывает её в спусковое устройство и даёт сигнал на выход. Начинается спуск на землю.
«Даже малейшая ошибка или невнимательность человека, ответственного за спуск спасателей, может привести к крайне тяжелым последствиям. Люди ждут от нас помощи. А что сможет сделать спасатель, сам получивший травму?» — поясняет корреспонденту ИА «Камчатка» инструктор парашютно-десантной подготовки, спасатель первого класса Виктор Фёдоров.
Механизм роликового устройства позволяет спуститься с высоты до 50 метров. А максимальная высота, на которую поднимался когда-либо вертолёт в ходе тренировок — 45 метров.
В ходе тренировки сотрудники ДВРПСО отработали по четыре спуска. За спиной у спасательного десанта — рюкзаки, в котором находится необходимое для спасательной операции снаряжение. Помимо этого, каждый спасатель оснащён индивидуальной страховочной системой, которая цепляется к верёвке и закрепляется в кабине вертолёта.
«На Камчатке очень популярны и развиты экстремальные виды спорта: охота, рыбалка, катание на снегоходах. Это при том, что наш регион отличается труднодоступной и, зачастую, опасной местностью. Если человека несёт на льдине в море или он заблудился в горах, шансы на спасение часто зависят от быстрого и грамотного реагирования сотрудников МЧС. Бывают случаи, когда просто невозможно добраться до места происшествия наземным транспортом, тогда мы подключаем вертолёт. А чтобы не терять мастерство, примерно раз в месяц в природной среде проводится тренировка по беспарашютному десантированию».
Виктор Фёдоров
инструктор парашютно-десантной подготовки, спасатель первого класса
Умение спускаться с вертолёта без использования парашюта спасатели чаще всего используют в сложнодоступной местности с неровным ландшафтом. Вертолёты со спасателями вылетают на наводнения, пожары, поиски людей. Зимой спасают рыбаков на льдинах.

Наиболее серьёзное происшествие у берегов Камчатки, когда такие профессиональные навыки спасателей пригодились в реальной жизни, — это эвакуация экипажа рыболовецкого судна «Нарвал», севшего на мель в марте 2015 года.
Рыболовецкое судно «Нарвал» на мели.
Фото: www.mchs.gov.ru

«Это была одна из наиболее крупных и сложных спасательных операций, проведённых в акватории Авачинского залива.Тогда нами были эвакуированы и доставлены в безопасное место 27 человек. Именно успешность таких операций доказывает нам то, что наши тренировки, усердие и методичное обрабатывание навыков проходит не зря».
Сергей Марков
начальник поисково-спасательного подразделения камчатского ПСО
Практика спасательных операций показывает, что зачастую сохранить жизнь и здоровье попавшего в беду человека невозможно без использования винтокрылой машины. Однако помимо техники требуется мастерство и отвага людей, которые, зачастую рискуя собственной жизнью, выполняют спасательные работы и на воде, и на земле, и в воздухе. И только пообщавшись со специалистами МЧС, понимаешь, что для большинства из них спасение жизни — это не просто профессия, а жизненный выбор.
Показать другим
Авторы

Материал ......... Елена Левин
Фото .................. Виктор Гуменюк